Speaking In Tongues
Лавка Языков

Екатерина Васильева

О стихотворении Поля Верлена «Образцовый Раб»



Образцовый Раб относится к числу стихотворений, написанных Полем Верленом об Артюре Рембо. Оба поэта в течение нескольких лет были близкими друзьями и любовниками.
По своей форме Образцовый Раб — перевёрнутый сонет, что, разумеется, подходит к содержанию, которое также в известном смысле ставит на голову традиционные представления о том, что принято писать в сонетах. В печати это стихотворение появилось лишь в 1929 году, в посмертном издании Верлена. Однако датировано оно маем 1872 года и впервые стало достоянием общественности, когда брюссельская полиция нашла его среди личных вещей Рембо после рокового выстрела Верлена, ранившего Рембо в руку и положившего конец их отношениям.
Известно, что во время своей совместной жизни друзья иногда устраивали что-то вроде шуточной борьбы, щедро обмениваясь кулачными ударами. Вероятно, на это обстоятельство и намекает вторая строфа.
В своём сонете Верлен с полной откровенностью воспевает буйство страсти и экстаз, в которые его повергает эротическая близость с юным и сильным любовником. Недаром несколько позже он с восхищением назовёт его олицетворением грубой мужественности. От него он ожидает насилия, жестокого и нежного одновременно, превращающего его в ползающую жертву и покорного раба ревнивого возлюбленного, перед которым он преклоняется как перед своим повелителем. В стихотворении можно также увидеть намёк на то, что такого рода любовь превосходит в некотором смысле гетеросексуальные отношения, поскольку даёт партнёрам возможность выбирать роли в эротической игре по своему собственному усмотрению.
Последняя строфа представляет собой, в любом случае, самое смелое в своей наивной откровенности высказывание, которое когда-либо позволил себе Верлен по поводу Рембо. Это уже не гениальный поэт, не юноша, отравленный презрением к обществу, каким он предстаёт в других произведениях Верлена, а просто его любоник.

Использованы материалы из книги:
Peyre, Henri: Rimbaud vu par Verlaine. Paris 1975.