Как мы начинали
В 1992 году, между прочим. Об этом так же приятно вспоминать,
как вообще о детстве, - пешком под стол, синяки, шишки. Начинали с Хмелевской,
той, что при советской власти зачитывались гурманы, а ныне благодаря усилиям
«Фантома» - ставшей украшением любого стола. Но не только пани Иоанна склонялась
над нашей колыбелью.
Помнится дикий лик Гая Н. Смита - «ужасника» и многодетного
отца в быту, истреблявшего условно невинных детей везде, где только позволял
сюжет. По логике вещей занялись саспенсом, одними из первых обратив внимание
на этот столь популярный на Западе жанр. Результатом стала серия «Полнолуние».
Однако от литературных ужасов мы скоро отказались, поскольку
жизнь по этой части оказалась краше всякой выдумки да и не хотелось вариться
в общем котле. Мы же крепко ухватились за волшебный жанр под названием
«иронический детектив»: чтобы ни случилось, улыбайся! Это, как нетрудно
догадаться, не только девиз жанра, но и позиция. Которую с нами очень долго
никто не разделял. Лишь спустя пять-шесть лет соотечественницы попытались
освоить жанр иронического детектива, но, увы, уровень переводного детектива
по-прежнему не достигнут.
Ибо за кордоном, существует давняя традиция ироничного
детектива, выдавшая на гора россыпи жанра. Прямо на поверхности классические
алмазы - Нейо Марш, Джоржет Хейер, английская эскцентричность, неистребимая
породистость. Мы не смогли удержаться и издали из их книг самое лучшее.
Классика - это хорошо, но захотелось свежего взгляда,
новых имен, современности, в конце концов. Пришлось покопать, без оглядки
на других, поскольку копировать других - не наш стиль. Накопали на две
серии - «Белая ворона», «Мышьяк и кружево». По обе стороны океана открыли
таких самородков, как Дороти Кэннелл, Элизабет Питерс, Тьерни Макклеллан
(она же Маккафферти), Сельма Эйчлер. Все женщины, что естественно в этом
жанре. У дам в видении жизни оттенков поболе и манеры помягче. Кроме того,
для них важнее не кто убил, а почему, и жизнь они склонны принимать такой,
какая она есть, не отделяя трагическое от смешного.
Составить конкуренцию западным мастерицам иронического
детектива способны лишь остроумные галлы. Бесшабашный Эксбрайя, пытливый
этнограф, творящий под лозунгом «Трупы без границ», высмеял добрую половину
европейских наций. И непредсказуемый Сан-Антонио, бабник и матерщинник,
Д'Артаньян постиндустриальных времен с мушкетерами под стать - туповатыми
бонвиванами Берюрье и Пино.
Мы повзрослели…
Нетрудно подсчитать, что «Фантому» скоро десять лет. Десять
лет, в течение которых мы старательно держались поодаль от пропасти под
названием «чтиво». Мы профессионально окрепли и почувствовали, что нам
чего-то не хватает. Разобравшись, поняли чего: острой, яркой литературы
сегодняшнего дня, рассказывающей о человеке. Как ни странно, большая часть
издаваемых сегодня в России книг описывает переживания либо творческой
личности (как водится, с неимоверно сложной внутренней жизнью), либо маньяка.
А Человек Нормальный остается за бортом. Кроме того, мир меняется и личные
проблемы трансформируются вместе с ним. В результате наших раздумий и подспудной
тоски по новому слову родился проект современной
- и очень свежей - беллетристики.
© 1996-2002 by Speaking In Tongues
Publishing
Все тексты: © 2001 Phantom Press
|