Speaking In Tongues
Лавка Языков
Харуки Мураками
Девушка из Ипанемы
Перевел В.Смоленский
Впервые опубликовано на сайте «Виртуальные
Суси»
© by Haruki Murakami, 1982
Вот хороша, стройна, загорела,
Идет мимо девушка из Ипанемы.
В ритме самбы,
Плавно качаясь, идет...
Но... Отчего я печален?
О... Я хочу ей признаться...
Да!.. Должен я ей открыться...
Но не смотрит она на меня,
Лишь на море все смотрит она...
- Так девушка из Ипанемы смотрела на море в шестьдесят третьем году.
И сейчас, в восемьдесят втором, девушка из Ипанемы смотрит на море точно
так же. Старше она не стала. Запечатанная в свой образ, плывет себе тихонько
по морю времени... А может, и стала старше — и тогда ей должно быть уже
под сорок. И пусть с этим кто-то не согласится, но она уже, наверное, не
такая стройная и не такая загорелая, как тогда. У нее трое детей, а от
солнца только кожа болит. Может, она еще вполне хороша собой, но ведь не
молода, как двадцать лет назад — что говорить...
- Но уж на пластинке она точно старше не стала. Вот она, в бархате тенор-саксофона
Стэна Гетца — всегда шестнадцатилетняя, нежная и стройная девушка из Ипанемы.
Я включаю проигрыватель, опускаю иглу — и сразу появляется ее фигурка.
- О... Я хочу ей признаться...
Да!.. Должен я ей открыться...
- Всякий раз, слушая эту песню, я вспоминаю школьный коридор. Темный,
немного сырой коридор моей школы. Высокий потолок отзывается эхом, когда
шагаешь по бетонному полу. Несколько окон выходят на север, но к ним вплотную
подступают горы, и поэтому в коридоре всегда темно. Темно — и тихо, как
в склепе. По крайней мере, в моей памяти этот коридор сохранился до ужаса
тихим.
- А почему так получилось, что я всегда вспоминаю школьный коридор, услышав
«Девушку из Ипанемы» — мне и самому не очень понятно. Ведь никакой связи
нет. Что это, интересно, за камушки кидает девушка из Ипанемы 63-го года
в колодец моей памяти?
- Школьный коридор, в свою очередь, вызывает у меня в памяти овощной
салат. Огурцы, помидоры, листья салата, стручковый перец, спаржа, нарезанный
кружочками репчатый лук — и все полито розовым соусом «Тысяча островов».
Это, конечно, не означает, что в конце школьного коридора у нас торговали
салатами. Коридор заканчивался дверью, а за ней в двадцати пяти метрах
находился неказистый бассейн.
- Так почему же школьный коридор напоминает мне овощной салат? Здесь
тоже, если подумать, связи никакой.
- А овощной салат напоминает мне девочку, с которой я когда-то был немножко
знаком.
- Хотя эта ассоциация как раз вполне объяснима. Она вечно ела одни овощные
салаты.
- — У тебя уже, хрум-хрум, задание по-английскому, хрум-хрум, сделано?
- — Хрум-хрум, нет еще. Хрум-хрум, еще немного, хрум-хрум-хрум, осталось.
- Я тоже был большим любителем овощей, так что мы с ней уплетали их на
пару. У нее были своеобразные убеждения: она свято верила, что если соблюдать
сбалансированную овощную диету, то все в жизни будет идти отлично. Если
же и все человечество перейдет на овощи, то воцарится добро и красота,
а мир переполнится здоровьем и любовью. Прямо «Земляничные поляны» какие-то...
- «Давным-давно, — пишет один философ, — была эпоха, когда между материей
и памятью пролегала метафизическая бездна.»
- Девушка из Ипанемы Шестьдесят Три / Восемьдесят Два продолжает беззвучно
идти по метафизическому жаркому пляжу. Пляж очень длинный, на него набегают
спокойные белые волны. Ветра совсем нет, горизонт чист. Пахнет морем. Нещадно
жарит солнце.
- Я валяюсь под пляжным зонтиком; из ящика со льдом достаю и открываю
банку пива. Сколько я их уже выпил? Пять? Шесть? А, черт с ним. Сколько
ни пей, все выходит с потом.
- А она все идет себе. Бикини простенькой расцветки в обтяжку на загорелом
стройном теле.
- — Привет, — окликаю я ее.
- — Добрый день, — говорит она.
- — Пива выпьешь? — приглашаю я.
- — Давай! — соглашается она.
- И мы вместе пьем пиво под пляжным зонтиком.
- — Кстати, — говорю я, — кажется, я тебя уже встречал здесь — в шестьдесят
третьем году. И место то же, и время суток...
- — Ничего себе... Так давно?
- — Ну да...
- Она залпом отпивает половину, и смотрит в банку через дырочку.
- — Может, и встречал... В шестьдесят третьем году, говоришь? Хм, в шестьдесят
третьем... Могли и встретиться.
- — Ты совсем не меняешься, да?
- — Так я же метафизическая девушка.
- — А тогда ты на меня совсем внимания не обращала. Только и глядела,
что на море...
- — Все может быть, — говорит она. И смеется: — Слушай, а можно еще пива?
- — Да конечно, — говорю я и открываю ей банку. — А ты что же: так с
тех пор и идешь по пляжу?
- — Ну да.
- — И подошвам не горячо?
- — Нисколько. У меня очень метафизические подошвы. Хочешь посмотреть?
- — Давай.
- Она вытягивает стройные ноги и показывает мне свои подошвы. Великолепные
метафизические подошвы. Я легонько касаюсь их пальцами. И не горячие, и
не холодные. Я трогаю их — и раздается еле слышный шум волн. И даже шум
этот — очень метафизический.
- Мы пьем с ней пиво, больше ни слова не говоря. Солнце даже не шелохнется.
Время стоит на месте. Ощущения затянутого в зазеркалье.
- — Когда я думаю о тебе, все время вспоминаю школьный коридор, — говорю
я. — С чего бы это?
- — Суть человека — в его сложности, — говорит она. — Предметом науки
о человеке является не объект, а находящийся внутри тела субъект.
- — Хм-м, — говорю я.
- — В общем, ты живи себе. Живи, живи, живи — и все. А я просто — девушка
с метафизическими подошвами.
- С этими словами Девушка из Ипанемы Шестьдесят Три / Восемьдесят Два
стряхивает с коленей приставший песок и поднимается.
- — Спасибо за пиво.
- — Пожалуйста.
- Бывает, я натыкаюсь на нее в вагоне метро. Тогда она посылает мне улыбку,
словно говоря: «Спасибо, что угостил тогда». Мы не обменялись с ней ни
словечком с тех пор — но мне кажется, наши души как-то связаны. Чем они
связаны, где находится этот узел — мне не понять. Наверняка в каком-то
загадочном месте, в каком-то далеком мире. В этом же узле переплелись и
школьный коридор, и овощной салат, и девочка-вегетарианка с ее земляничными
полянами... Чем больше так думаешь — тем чаще воспринимаешь вещи с какой-то
ностальгической теплотой. А ведь где-то должен быть и узел, связывающий
меня с самим собой! И даст Бог, когда-нибудь я обязательно попаду в тот
далекий мир, в то загадочное место — и встречу там самого себя. Если возможно
— хотелось бы, чтобы в том месте было тепло. А если там будет еще и несколько
банок пива, то большего и желать нельзя. Там я превращусь в Того-Кто-Я-Есть,
а Тот-Кто-Я-Есть превратится в меня. Между нами не останется ни щелочки.
Где-то обязательно должно быть такое замечательное место.
- А Девушка из Ипанемы Шестьдесят Три / Восемьдесят Два и сейчас идет
по жаркому пляжу. Так и будет идти — пока я не заиграю до дыр последнюю
пластинку.