РОБЕРТ ФРИПП

БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЕВУ!

© М.Немцов, перевод, 1985

Фриппертроника определяется как музыкальный опыт, результатом которого является взаимодействие Роберта Фриппа и небольшого, мобильного и соответствующего уровня технологии, а именно: его гитары, пульта "Фриппельборд" и двух "Ревоксов". С системой записи, при которой два "Ревокса" образуют контур сигнала и наслаивают звук, меня впервые познакомил Брайан Ино в июле 1972 года в своей маленькой конторе, когда мы записывали то, что стало впоследствии первой стороной альбома No Pussyfooting. Отдавая должное другим, я понимаю, что такую технику записи открыли независимо друг от друга несколько человек. Один из примеров того, как Ино использовал эту систему в своих целях, можно услышать на пластинке Discreet Music (Obscure, 1975) и в урезанной форме - как Wind On Wind на пластинке Фриппа и Ино Evening Star (1976). Моя собственная работа с ней началась в июне 1977 года в Нью-Йорке и была впервые использована при записи альбома Дэрила Холла Sacred Songs, который я продюсировал в августе-октябре того года. Первое публичное представление Фриппертроники (именно такой термин был выбран для системы) состоялось во время хэппенинга Джоанны Уолтон Дурачества, двумя сеансами в Кухне, галерее искусств и представлений в Сохо, Нью-Йорк, в воскресенье, 5 февраля 1978 года в первой половине дня. Две эти пьесы были восприняты как дополнительные салонные пьесы, предназначенные для приглашенного круга друзей в гостиной Джоанны, но из практических соображений - главным образом, из-за длительности звучания - перенесенные в Кухню. Термин "Фриппертроника" был выбран для того, чтобы отграничить мою сольную работу, определенную выше, от предыдущей работы с различными группами музыкантов, с тем, чтобы это неофициальное и спонтанное событие не было испорчено ожиданиями. Для пущей ясности в устном введении я отказался участвовать в нормальных вампирообразных отношениях между аудиторией и исполнителем, сохранив за собой право быть скучным и производить неумное впечатление, отказался делать остроумные и глубокомысленные замечания, чтобы произвести впечатление на присутствовавших крупных критиков, медлить и выглядеть (как и звучать) скучно. В ответ аудитория имела право реагировать так, как хотела.

Существует две категории Фриппертроники: чистая и прикладная. Прикладная Фриппертроника используется вместе с другими инструментами как альтернатива традиционной оркестровке и аранжировке, естественной или синтезированной. Чистая Фриппертроника используется сама по себе и включает еще две категории: охватывающая Фриппертроника в том смысле, в котором Брайан Ино понимает музыку, на которую можно не обращать внимания, равно как и слушать ее, и повелительная Фриппертроника, когда музыка требует внимания для поддержания ее процесса развития.

Направление (The Drive) на 1981 год, которое началось 11 сентября 1978 года, - это кампания на трех уровнях: во-первых, на рынке, но не управляемая ценами рынка; во-вторых, как средство исследования и презентации некоторых идей, близких моему сердцу; в-третьих, как личная дисциплина. Фриппертроника показалась мне идеальным средством приведения Направления в действие, и в конце апреля-августе 1979 года я предпринял небольшое, мобильное и, надеюсь, умное путешествие по европе и Северной Америке, обычно играя бесплатно в ресторанах, столовых, оффисах, магазинах грампластинок, небольших кинотеатрах, центрах искусств и клубах. Обычно я предварял импровизированный и, в целом, незначительный концерт Фриппертроники следующим образом:

Фриппертроника - это попытка пропагандировать человеческий контакт на месте представления. В 1974 году я покинул King Crimson по целому ряду причин; на профессиональном уровне это явилось, в основном, результатом все более уменьшавшейся возможности любого реального контакта между аудиторией и исполнителями. Мне казалось, что это было вызвано тремя основными факторами: во-первых, ростом размеров рок-событий; во-вторых, общим восприятием рок-музыки как спорта зрителей; в-третьих, вампирообразными отношениями между аудиторией и исполнителем. Среди прочих целей, Фриппертроника призвана противопоставить этим трем шагам по пути к идиотизму три шага к участию в разумном мире: во-первых, ограничение размеров события до 10-250 человек; во-вторых, призыв к аудитории слушать активно, что ставит слушателей в позицию ответственности, равной ответственности исполнителя; в-третьих, отказ от потакания взаимным претензиям друг друга, проявлениям эгоцентризма и тщеславия. В подходящей ситуации при активном слушании и оставлении попыток увековечить событие на магнитной ленте или пленке вполне возможно, что может случиться что-нибудь замечательное.

Техника Фриппертроники зависит от записи звука, и, следовательно, основные контуры Фриппертроники, выработанные при живом исполнении, остаются потом на магнитной ленте. Вся Фриппертроника на этом альбоме взята из программы гастролей 1979 года. Red Two Scorer - первая пьеса из дневного концерта в Tower Records, Беркли, 30 июля 1979 года; God Save the Queen и 1983 - из вечернего концерта в Медвежьей Берлоге, Беркли, 30 июля 1979 года. Какой-то джентльмен из зала в Медвежьей Берлоге крикнул мне, чтобы я сыграл Звездно-Полосатый Флаг в честь десятой годовщины фестиваля в Вудстоке. Я ответил, что, поскольку эту мелодию играл другой гитарист, то, возможно, для меня, как для английского музыканта, было бы более подходящим сыграть Боже, храни Королеву, и развил импровизацию в стиле Фриппертроники на тему вступительных нот этого хорошо известного гимна. Обычно, как только контур завершен, я перематываю ленту и солирую в то время, как запись проигрывается снова и придает сигналу стереозвучание; ни одно из таких соло не было мною записано. В случае с этим альбомом было достаточно трудно отвлечься от первоначального контура, поскольку я чувствовал, что звучание одной фриппертронизированной гитеры обладает качеством, достойным сохранения самим по себе.

Я собирался назвать этот альбома Music for Sports, но предпочел не вторгаться в сферу моего друга Брайана Ино, чья работа с охватывающим звучанием сейчас прочно утвердилась и не требует большой поддержки с моей стороны. Из своего собственного опыта и из того, что следует из первоначального называния, Фриппертроника может быть полезна во многих соответствующих ситуациях, и я призываю слушателей поэкспериментировать, как они используют музыку: как аккомпанимент для широкого спектра полезной деятельности или как сферу активного слушания.

Штаб-квартира Мира Фриппа,

Уимборн, Дорсет

4 января 1980 года.

[Оглавление][Да падет власть!]